Страница психолога

Психотерапевтические сказки

Рекомендуем родителям

Сказка - это уникальный метод врачевания души. Сегодня сказкотерапия учит создавать волшебные истории, которые попадают в сердце ребенка, помогают ему делать правильные выводы и самостоятельно принимать верные решения.

С помощью правильно подобранной сказки взрослый может «достучаться» до ребенка в самые сложные моменты. Обычно родительские наставления ребенок слушает всего 3-5 минут, затем концентрация его внимания падает, и все, что ребенок испытывает потом, когда смотрит на читающего нотации родителя, – это тревогу, падение самооценки и жуткий страх. Но стоит ту же самую идею преподнести в виде сказки – и малыш будет готов слушать вас внимательно и с интересом просто бесконечно. Особенно, если в главном герое ребенок увидит собственные черты.

автор этих сказок Елена Николаевна Железнова


Содержание:
  1. Голубая искорка
  2. Яблонька
  3. Роза без шипов
  4. Котёнок

Голубая искорка

Эту историю мне рассказала старая-престарая бабушка, которая всю свою жизнь прожила возле Черного моря. Много- много лет назад, когда она была маленькой девочкой, ей эту историю рассказала другая старая-престарая бабушка. Кто рассказал эту историю первым, никто уже не помнит и не знает.

Эта история о Голубой Искорке. Так звали удивительную маленькую рыбку, которая так быстро двигала хвостиком и плавниками, что никто не мог ее догнать. Это хорошее свойство, если надо кого-то догнать или, наоборот, от кого-то удрать. Но беда в том, что Голубая Искорка не могла ни минуты оставаться на одном месте, и поэтому у нее не было возможности полюбоваться красотой подводного мира. От этого ей становилось грустно, тем более что другие рыбы рассказывали о необыкновенных вещах, что встречаются на морском дне. Попробовала она плавать помедленнее, да куда там, словно неведомая сила мчит ее вперед!

В один прекрасный день Голубая Искорка углубилась в воспоминания, и припомнилось ей время, когда и течение было помедленнее и вода поспокойнее. Она так и ощущала это медленное, ласкающее течение и совсем разомлела от своих мыслей. И вдруг заметила, что плавнички и хвостик стали двигаться медленнее! Рыбка пришла в восторг от своего открытия. Она решила проверить, не случайно ли это произошло. Снова подумала о тихом ласковом течении, и снова сбавила скорость. Получилось! Тут она не спеша подплыла к стайке рыбок и вместе с ними стала любоваться лежавшим на дне сундуком с сокровищами.
Другим рыбкам тоже было приятно, что Голубая Искорка может теперь играть вместе с ними и узнавать много интересного...

Теперь каждый день Голубая Искорка подплывала к другим рыбкам и вместе с ними плавала в морских глубинах. Но всякий раз, когда рыбки собирались в стайку и начинали делиться своими впечатлениями, Голубая Искорка грустно отплывала в сторону. Вначале рыбки не обращали на это внимания, потом стали приставать к ней с вопросами. А Голубая Искорка в ответ только шевелила губами, захватывала ртом воздух и не могла произнести ни единого слова.
Конечно, Голубая Искорка умела разговаривать. Но она так волновалась, что, когда приходила ее очередь рассказывать, все буквы в словах начинали путаться, меняться местами и вместо понятных слов изо рта вылетали только воздушные пузыри. И от этого не только Голубой Искорке, но и другим рыбкам становилось грустно. И решили они помочь Голубой Искорке. Дружной стайкой направились рыбки в глубокое морское ущелье, где жил мудрый рак-отшельник. Подплыли рыбки к раку-мудрецу и спрашивают: «Что сделать Голубой Искорке, чтобы буквы в словах не путались, чтобы могла Искорка рассказывать свои истории?».

Посмотрел рак-отшельник внимательно на Голубую Искорку и говорит:
— Помнишь ли ты время, когда не могла ни минуты оставаться на одном месте, и потому у тебя не было возможности полюбоваться красотой подводного мира?
— Помню, — отвечает Искорка.
— А почему такое с тобой было, помнишь?
— Да, — говорит рыбка, — я слишком быстро двигала хвостиком и плавниками.
— А сейчас ты любуешься красотой подводного мира? — спрашивает рак-мудрец.
— Да, — отвечает Голубая Искорка, — и мне это очень нравится.
— Что ты для этого сделала?
— Я начала двигать хвостиком и плавниками медленнее, перестала спешить.
— Вот и хорошо. Для того чтобы буквы не путались, и слова звучали правильно, тебе нужно говорить медленно.
— Я не смогу, — испугалась Голубая Искорка.
— Сумеешь, — успокоил ее мудрый рак, — если ты научилась не спешить, когда плаваешь, значит, сумеешь и говорить не спеша.
— Как же так? — спрашивает рыбка. — Мне что, всю жизнь говорить медленно-медленно?
— Нет, конечно, — отвечает рак-мудрец, — сначала начнешь говорить медленно, четко проговаривая слова. Потом, когда буквы перестанут путаться, начнешь говорить быстрее. А позже и вовсе начнешь .разговаривать скороговоркой. Сказал это рак-отшельник и уполз под морской камень. Все рыбки засуетились вокруг Искорки, наконец-то они услышат ее истории. И Голубая Искорка взволнованно зашевелила губами и изо рта у нее вышли... только воздушные пузыри. Но тут на помощь пришли другие рыбки и попросили: «Искорка, говори медленнее, мы никуда не спешим и с удовольствием выслушаем твой рассказ».

Голубая Искорка успокоилась, вспомнила тихое ласковое течение и начала свой рассказ, четко произнося каждое слово. Рыбки внимательно слушали Голубую Искорку, а когда история закончилась, дружно захлопали плавниками.
Теперь Голубая Искорка могла не только плавать и играть вместе с другими рыбками, но и обсуждать с ними свои впечатления. 

Яблонька

О том, как важно уметь соблюдать свои границы, отстаивать интересы и можно ли сказать «нет» тому, что тебе не нравится.

В одном саду росла молоденькая яблонька, каждую весну она просыпалась, под теплыми лучиками солнца, на её веточках появлялись нежные зеленые листочки. Яблонька давала кров птицам. Они вили на ней свои гнезда, пели свои песенки, собирали злых гусениц и червячков. И они уже не могли нанести вред деревцу, благодаря птицам яблонька становилась каждый день сильнее. 

Весной она покрывалась белоснежными цветами. И со стороны казалась, что яблонька стоит в белоснежном платье невесты такой она была нежной, красивой. Летом на яблоньке появлялись первые яблочки, они наливались силой и соком. А к осени её нежные веточки сгибались под тяжестью наливных яблок. Под тенью яблоньки любили останавливаться путники, вдыхать аромат её цветов весной, а осенью насладиться сладко-кислым вкусом её наливных яблок. Весной юноши аккуратно срезали цветы яблоньки и дарили любимым девушкам. Озорные дети каждое лето прибегали к яблоньке, прячась в её листве друг от друга и собирали первые яблоки.

Однажды, пробудившись от зимнего сна, ранней весной яблонька опять почувствовала на своих веточках птиц. Вначале она порадовалась их присутствию. Только, что-то было не так. Вместо привычного пения, птицы издавали злое карканье, они не уничтожали червяков и гусениц, а лишь объедали её нежные, только что появившиеся листочки. Они оборвали все её цветы, царапая при этом её нежные веточки, издавая громкое карканье. Яблонька стала постепенно засыхать , её некогда красивое тельце покрыла тля и паутина. Впервые к яблоньке весной не приходили молодые юноши. Путники не останавливались под сенью её листвы, дети обходили её стороной. Она стала сухой, скрипучей, некрасивой, окруженная злым вороньем. Со стороны казалось, что даже её подружки яблоньки даже отошли от неё. Ей стало очень одиноко, грустно и страшно. Так прошли весна, лето и осень. Зимой яблонька плохо спала и думала, что же произошло. Она поняла, что вместо веселых соловьев, её крону населили злые вороны, которые наносили вред ей. И она решила действовать.

Ранней весной, очнувшись ото сна, она попросила весеннего ветра помочь ей. Как только прилетели первые вороны, она вместе с ветром подняла свои ветви. Яблонька стала хлестать и отгонять злых воронов. Вначале яблонька стеснялась наносить сильные удары по злым птицам, ей было страшно, что она может нанести вред живым существам, пусть и воронам. Только она вспомнила как ей было больно от их клювов, какой слабой и скрипучей она стала благодаря и эти мысли придали ей силы. И она уже с большей уверенностью и мужеством отгоняла страшных птиц. Да и весенний ветер был её союзником, он помогал её ветвям и придавал ей сил. Он шелестел в её ветвях: «Ты хозяйка своей кроны, и только ты вправе решать каким птицам населять твою крону. Ты можешь сказать «Нет», если тебе что-то не нравится».

Яблонька победила своих врагов – злых воронов. Они улетели. Деревце позвало своих друзей соловьёв, и они вновь поселились в её ветвях. Они свили свои гнезда, помогали яблоньке с вредителями, пели ей свои песни вечерами. Яблонька опять оделась в нежный белоснежный наряд. А летом на ней вновь появились её яблочки. Она до сих пор растет в саду, только это уже зрелое сильное дерево, в её ветвях, как и прежде поют соловьи, а она радует людей своей красотой и яблоками.   

Роза без шипов

Почему и в каких условиях нам нужны «шипы», как это помогает нам защитить свои границы? Как, на понятных примерах, объяснить это ребенку?

В одном саду росла Роза. Она была совсем юной. Её розовый бутон совсем недавно раскрылся. Лепестки его были очень нежные, слегка дрожали при легком дуновении летнего ветерка. Стебель хотя был и тонкий, но очень крепкий, на нем повсюду были зеленые листочки, которые весело шелестели каждое утро, просыпаясь под первыми лучами солнышка. 
 
Было лишь небольшое отличие Розы от других розовых цветов – у неё не было шипов на стебле, но это не беспокоило Розу. Ведь она видела, как шипы мешали другим розам. К этим цветам не могли приблизится животные, по их стеблям не ползали букашки, люди подходили к розам с осторожностью и практически не вдыхали их прекрасный аромат. «Скучно живут эти цветы, - думала Роза, - не то что я , я всегда окружена бабочками и пчелами, по мне ползают различные мои приятели жуки и маленькие букашки, люди приходят ко мне и не боятся, берут мой тонкий стебель и вдыхают мой аромат, наслаждаясь мной. Мой приятель плющ может в любое время прикасаться ко мне безбоязненно своими листьями. Я всегда окружена кем-то и мне не скучно».

Так думала юная Роза. Шло время … Как то ранним утром цветок проснулся, и, как всегда, потянулся своими тоненькими листочками к лучам солнышка. Только солнышко не обласкало теплом Розу. Наоборот, было очень прохладно и темно. Розу это удивило. Она оглянулась, чтобы понять что случилось. Оглядевшись, она увидела, что солнце так же светит на голубом небосклоне, только его лучи не проникают сквозь толщу листьев других розовых цветов. Эти розовые кусты – её подружки с шипами. Они выросли, их стебли налились силой. Бутоны раскрылись в полной своей красоте. От них исходил тонкий чудесный аромат. Роза была поражена их красотой. Она оглядела себя и ужаснулась. Она была небольшой, её тонкий стебель был изогнут под тяжестью окутавшего её плюща и искривлен по направлению к нему. Весь её стебель был изъеден жуками, на нем были шрамы от их зубов. Её розовый бутон был слабый и маленький, нежные лепестки были дряблыми и в трещинах от постоянных прикосновений людей. «Что случилось, почему я такая маленькая и слабая, в отличие от своих подружек?»- заплакала Роза. (Можно задать этот вопрос для обсуждения - прим. автора). С её бутона покатилась гроздьями утренняя роса. Роза плакала, она поняла, как она устала от тяжести плюща, как болит её стебель от острых зубов жуков и букашек, как ей хочется расправить свои изломанные лепестки и снова наслаждаться теплым солнышком, веселым ветерком, отдавая взамен свою красоту и легкий прекрасный аромат, быть такой же сильной и красивой как её подружки.

Мимо пролетала тетушка Оса. Она увидела печаль Розы. «Что случилось, моя дорогая?» - спросила она Розу. Цветок поделилась своей проблемой с Осой. «Я хочу быть такой же как мои подруги, другие розовые цветы, чем я хуже?». «Ты не хуже, ты просто другая, - сказала Оса в ответ, - посмотри внимательно на своих подружек и подумай, что помогает им защищаться от жуков и букашек, от обволакивающих листьев плюща. Почему люди наслаждаются красотой и ароматом других Роз на расстоянии, не прикасаясь к ним своими руками?». Задумалась Роза, поглядела на другие цветы. Она увидела, что жуки с осторожностью подползают к стеблям розовых цветов, плющ боится уколоться и не прикасается своими листьями стволов роз. Люди с осторожность из-за страха уколоться подходят к цветам. «Я поняла! Шипы! Они помогают, они защищают другие розы!». «Только как мне быть, у меня нет шипов?» - спросила Роза тетушку Осу. «Да, ты родилась без шипов, только их можно нарастить, надо очень сильно захотеть и пробовать постепенно выращивать по шипу каждый день. Ты увидишь как изменится твоя жизнь», - прожужжала Оса. «Главное использовать шипы по назначению. Посмотри на меня. У меня есть жало, я не жалю когда попало. Только когда я чувствую опасность, я использую его для своей защиты. Помни, только для своей защиты», - прожужжала Оса и улетела с цветка. Роза размышляла над словами Осы, попросила силы у сырой земли и очень сильно пожелала нарастить шипы.

Наступило Утро следующего дня, Роза проснулась и почувствовала изменения в себе, ствол налился силой и на его поверхности появились маленькие шипы. Вначале они были слабыми, только с каждым днем наливались силой, Роза заметила, как исчезли с её стебля жуки и букашки, теперь они оползали её стороной. Плющ постепенно убрал свои листья и Роза смогла распрямить свой ствол. Цветок с каждым днем наливался силой, поднимался все выше и выше к теплому солнышку. Её розовый бутон тоже налился силой, лепестки весело трепетали на летнем ветерке. От него исходил волшебный аромат, который стал привлекать бабочек, пчел. Они весело кружились над цветком, рассказывали ей о неведомых землях, где им приходилось бывать. Другие розы сейчас не закрывали её своими листьями от солнца и глаз людей. Люди подходили к Розе и уже не пытались брать её в руки, а любовались и вдыхали её аромат на расстоянии. Очень часто прилетала к ней тетушка Оса и с позволения Розы садилась на её цветок и пила росу, а потом рассказывала сказки. Роза радовалась тому, как изменилась её жизнь. Теперь она была сильной, окружена друзьями, и только когда ей угрожала опасность она выставляла свои шипы.

Котёнок

Сказка про то, как важно всем высыпаться, и делать это в собственных уютных кроватях.

В одной семье жил маленький котенок Мур-Мур. Имя ему было выбрано неслучайно: каждый раз, когда хозяева гладили его по пушистой спинке, он громко мурлыкал: «Мур, мур, мур». Это
был славный котенок, но, как все маленькие дети, он был озорным, непослушным и неуклюжим. То запрыгнет на стол и опрокинет вазу с цветами, то наступит лапкой в свою тарелочку и разольет молоко, то разбежится и ударится головой о стену.

Хозяева очень любили котенка. А сам Мур-Мур больше всех любил маленькую дочь своих хозяев. Ему нравилось, что девочка весь день могла вместе с ним бегать, прыгать и кувыркаться.
Мур-Мур считал её настоящим другом и даже ложился спать с ней в одной комнате. 

Но как только дом погружался в ночь, и предметы исчезали в темноте, маленький котенок просыпался. Он не мог спокойно спать ночью, он боялся, что может произойти что-то страшное.
Как отважный разведчик, Мур-Мур выходил из комнаты девочки и начинал бродить между стульями и ножками стола, заглядывать за шкаф и холодильник, обнюхивать каждый угол. Котенок честно охранял сон своих хозяев.

Под утро, когда начинало светать, усталый котенок шел в комнату к девочке, но почему-то всегда оказывался в спальне её родителей. Он запрыгивал к ним на кровать, и они, конечно же, сразу просыпались. Хозяевам не нравилось, что Мур-Мур приходит в их комнату и мешает спать, но они не ругали котенка, не прогоняли его в другую комнату. Просто они очень сильно огорчались и говорили друг другу: «Как было бы здорово, если бы Мур-Мур до утра спал в комнате дочки, а мы могли бы выспаться».

Однажды дочка узнала, что происходит по ночам и как её родители мечтают выспаться. Тогда она взяла котенка к себе в комнату и объяснила ему, что... 

На этом моменте нужно спросить у ребенка, что, по его мнению, девочка сказала котенку? 

Предполагаемый ответ: «Она сказала, что не надо ходить к родителям и мешать им спать». 

Котенок все понял и радостно муркнул. С тех пор по ночам он спокойно спит в комнате дочки.

Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => О клубе
            [LINK] => /o_klube/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => Услуги и цены
            [LINK] => /uslovia_tseni/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Методика Монтессори
            [LINK] => /montessori/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Это интересно
            [LINK] => /informatsia/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => Страница педагога
            [LINK] => /methodist/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [5] => Array
        (
            [TEXT] => Статьи
            [LINK] => /articles/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 5
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [6] => Array
        (
            [TEXT] => Фотоархив
            [LINK] => /photo/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 6
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [7] => Array
        (
            [TEXT] => Видеоархив
            [LINK] => /video/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 7
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [8] => Array
        (
            [TEXT] => Контакты 
            [LINK] => /kontakty/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 8
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [9] => Array
        (
            [TEXT] => Семинары и тренинги для родителей
            [LINK] => /programmi/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 9
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [10] => Array
        (
            [TEXT] => Отзывы родителей
            [LINK] => /otzivi/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 10
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [11] => Array
        (
            [TEXT] => Наш психолог
            [LINK] => /psych/
            [SELECTED] => 1
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 11
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [12] => Array
        (
            [TEXT] => Новости клуба
            [LINK] => /kalendar/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 12
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)

Поиск по сайту:



logo2.PNG