Методика Монтессори

Словарь Монтессори-терминов

Сензитивные периоды - периоды особой восприимчивости к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования. В эти периоды предпочтительно развиваются те или иные качества и психологические особенности человека. Сензитивные периоды присуще абсолютно всем детям и проходят безвозвратно. В Монтессори-педагогике известна сензитивность детей до 6 лет.

Монтессори материалы - средства развития детей (дидактические пособия), отобранные Марией Монтессори в результате наблюдений за детьми. Все материалы упорядочены по степени сложности и находятся в свободном доступе для ребенка, а также имеющие ряд особенных характеристик, таких как изоляция сложностей, контроль ошибок и др. Все пособия внешне привлекательны, изготовлены, как правило, из натуральных материалов высокого качества. Главная задача - стимулирование индивидуального развития ребенка. В ходе работы с материалом в ребенке формируются определенные психологические качества, развивается внутренняя мотивация к обучению.

Монтессори-педагогика - научная педагогическая система воспитания и образования детей в возрасте до 12 лет, разработанная врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори (1870-1952). В настоящее время существует международная система подготовки педагогов, работающих с детьми разных возрастных категорий в рамках научной педагогики Монтессори.

AMI (Association Montessori International) - Международная Монтессори Ассоциация, основанная в 1929 году самой М.Монтессори и ее сыном Марио. В настоящее время ее генеральным секретарем является внучка М.Монтессори Ренильда. Штаб-квартира находиться в Амстердаме (Нидерланды). Курирует сеть курсов по подготовке Монтессори-учителей. Готовит и утверждает Монтессори-тренеров. Проводит педагогические советы Ассоциации, где обсуждает и утверждает изменения в методике, исходя из наблюдений за детьми, воспитывающимися в системе Монтессори.

Нормализация - процесс максимальной оптимизации развития ребенка. Нормализация происходит, благодаря свободной работе в специально подготовленной среде. Нормализация конкретного ребенка может быть определена по отсутствию отклонений в поведении и приобретением ряда качеств.

Впитывающий разум (абсорбирование) - природное свойство ребенка от рождения до шести лет спонтанно воспринимать, фиксировать, запоминать впечатления (сигналы, информацию) извне с помощью всех органов чувств и преобразовывать их в свой личный опыт по приспособлению к окружающей среде и формированию своей личности.

Концентрация - способность к непрерывной, интенсивной работе с одним дидактическим материалом.

Специально подготовленная среда - такое окружение ребенка во всех его аспектах, со всеми его субъектами и отношениями, которое предоставляет ему возможность для наиболее полного оптимального физического, духовного и интеллектуального развития. Это понятие включает в себя целый ряд психолого-педагогических (учет сензетивности, гуманистических тенденций и т.д.) и организационных аспектов (наличие определенного дидактического материала, подготовленного педагога и т.д.). Полноценная подготовленная среда может быть создана только в условиях обучающего учреждения.

"Взрыв" в обучении - спонтанный процесс перехода количества опосредовано накопленных знаний в новое качество. Например, взрыв письма. В результате развития руки и мускульной памяти (с помощью ряда упражнений) ребенок обретает способность правильно писать буквы.

Сенсорные материалы - предназначены для выстраивания интеллекта ребенка. Первоначальной задачей является утончение чувств, но еще более важно построение пар (шумящие коробочки и т.д.) и последовательных рядов (в группе однородных предметов, например, розовая башня, коричневая лестница). Умение упорядочивать и классифицировать является основой интеллектуальной деятельности.

Таблица выбора материала – таблица с перечнем всего материала развивающей среды. В конце каждого занятия Монтессори-педагог вносит информацию о количестве выбора материала, с которым ребенок поработал не менее двух минут.

График выбора материала – график за определенный период (10, 25, 50 занятий) показывающий приоритетность области развития ребенка, ход сензитивных периодов.

Дневник наблюдений – личный дневник ребенка, в котором после каждого занятия Монтессори-педагогом фиксируются наблюдения за развитием и поведением ребенка, успехи и достижения ребенка.

Отчет для родителей  состоит из описания графика выбора материала, анализа приоритетной области развития ребенка, рекомендаций для родителей по организации развивающей среды дома.

Утончение чувств – процесс более тонкого и острого восприятия окружающего мира. Ребёнок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку уже в момент появления на свет и даже в утробе матери. Предоставив ему с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни», – говорит М. Монтессори.

Сериационный ряд – это ряд, в котором предметы упорядочены по определенному признаку. Самым наглядным примером являются матрешки, выстроенные в ряд «по росту».

Продолжение следует.

Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => О клубе
            [LINK] => /o_klube/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => Услуги и цены
            [LINK] => /uslovia_tseni/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Методика Монтессори
            [LINK] => /montessori/
            [SELECTED] => 1
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Это интересно
            [LINK] => /informatsia/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => Страница педагога
            [LINK] => /methodist/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [5] => Array
        (
            [TEXT] => Статьи
            [LINK] => /articles/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 5
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [6] => Array
        (
            [TEXT] => Фотоархив
            [LINK] => /photo/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 6
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [7] => Array
        (
            [TEXT] => Видеоархив
            [LINK] => /video/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 7
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [8] => Array
        (
            [TEXT] => Контакты 
            [LINK] => /kontakty/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 8
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [9] => Array
        (
            [TEXT] => Семинары и тренинги для родителей
            [LINK] => /programmi/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 9
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [10] => Array
        (
            [TEXT] => Отзывы родителей
            [LINK] => /otzivi/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 10
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [11] => Array
        (
            [TEXT] => Наш психолог
            [LINK] => /psych/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 11
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [12] => Array
        (
            [TEXT] => Новости клуба
            [LINK] => /kalendar/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 12
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)

Поиск по сайту:



logo2.PNG