Это интересно

Полезная информация

Сензитивный период восприятия порядка


«У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушить его! Родители должны быть помощниками: это как с растением его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить…»

Ю. Гиппенрейтер
Ст. «Следовать за ребенком и помогать ему расти.»
Журнал «Psychologies» № 77, 2012


Уважаемые родители! Очень часто вы слышите в объяснениях педагогов термин: «Сенситивные периоды развития». Мы решили на нашем сайте печатать выдержки из книг М. Монтессори и статей педагогов-монтессори, дающих подробное описание сенситивных периодов. Мы постараемся объяснить подробно, что же это за периоды и почему они так важны для развития детей. «Сенситивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный». Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определённому типу деятельности. Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать их полезно, чтобы не идти против природы. Более того зная, какой сенситивный период предстоит вашему малышу, вы сможете лучше подготовится к нему и пройти его с максимальной пользой. Сенситивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. Они индивидуальны, у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на своего малыша. Если пропустить «чувствительный» период, он не вернется, ребенку потребуются дополнительные усилия, чтобы наверстать упущенное.
Итак, мы начинаем!

Сензитивный период восприятия ребенка

Этот сенситивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори. Вспомним ее известную фразу о том, что истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям исходящим от окружающего мира. Длится этот период от 1 года до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает ближе к его концу — в среднем около 2,5—3 лет.

Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас земля, по которой мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она живет. В раннем детском возрасте человеческий дух забирает из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения им». Можно лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, если вспомним, как сложно было менять привычный советский уклад жизни, привычные ориентиры в связи с переходом к рыночной экономике. Но у взрослых есть семья, профессия и прочее, что многим позволило худо-бедно удержаться на плаву. У ребенка же изначально нет ничего стабильного. Поэтому помочь ребенку разобраться в хаосе мира способен лишь порядок в окружающей его среде. Подобный внешний поря¬док не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок — порядок в мыслях поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом, — будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 1 года до 3 лет.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2,5—3 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка (или беспорядка), громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это последнее случается почти постоянно, то у взрослых складывается образ 2,5—3-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа. А ему всего лишь насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его материальной среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.

Рассмотрим подробнее требования к соблюдению порядка в каждой из этих трех сфер.

Порядок в окружающей среде

Его соблюдение со стороны взрослых позволяет ребенку разобраться в двух вещах — в порядке расположения предметов и в правилах обращения с ними человека.

В первом случае речь идет о том, чтобы структурировать окружающую ребенка среду (чаще всего — предметы в квартире, детской комнате) таким образом, чтобы среда соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда — на кухне, обувь — в прихожей, одежда — в шкафу, игрушки — всегда на своем месте в специальном ящике. Кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок (как минимум), ест из собственной посуды и прочее. То есть родителя¬ми создается домашняя (аналогичная той, которая существует в Монтессори-школе), демонстрирующая культурно обоснованное соотношение между предметами, вещами в быту.

Необходимо отметить, что ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэтому необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными в одном и том же месте — даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. А помочь ему в этом могут только родители, которые поддерживают внешний по¬рядок вокруг своего чада. Естественно, что ребенку такого возраста очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, на дачу, о первом походе в детский сад и т. п.). Подобный стресс обычно не проходит без серьезных последствий.

Что же касается соблюдения порядка в отношении людей к предметам, то опять-таки желательно, чтобы это отношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято сидеть на стуле (а не на рояле); пить кофе за столом (а не в постели), обращаться со столовыми приборами соответствующим образом; открывать дверь рукой, а не ногой и т. д. Для соблюдения этих простеньких правил родителям придется на время (все¬го лишь на два года!) наступить на горло собственной склонности к творческому беспорядку и перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашнего обихода и освоить (иногда — заново) культурно обусловленные способы действия с ними, постепенно становясь профессионалами в воспитании собственного ребенка.

Порядок во времени

Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого ритм свой и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон — со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.

Осознать собственный ритм дня — это значит запустить ход внутренних часов; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частности, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок — но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихода и быть уверенным в их пунктуальности.

Существует еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени — точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что ребенок в этом возрасте частенько выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно если что- то придумывает заново. Малыш не против творчества взрослых вообще — ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя как всегда, — значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!

Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку

  1. Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сиюминутного настроения, буднего или праздничного дня и т. д. Желательно, чтобы они были обоснованными: в идеале — обоснованны¬ми научно (например, знанием об индивидуальном протекании сенситивных периодов собственного ребенка), в реальности — обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что от ребенка нельзя требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).
  2. Порядок в поведении взрослых.pngТребования к ребенку должны быть конкретными (всегда касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале — образовывать т.н. поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, аккуратно сложить одежду и проч.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь указать лишь обобщающее его название («Готовимся ко сну?»), чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.
  3. Требования, которые предъявляют к ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится только тому, что видит со стороны взрослых, этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.

В заключение отметим, что уровень сформированное у ребенка чувства порядка является одним из основных критериев готовности к детскому саду. Очевидно, что ответственность за это лежит на родителях и зависит от того, насколько грамотно и полно при создании окружающей среды они смогли удовлетворить (интуитивно или осознанно) естественную тягу ребенка к порядку. А сложившийся ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и станет образцом в дальнейшей его жизни.

По материалам книги Э.М. Стендинга
«Жизнь и творчество Марии Монтессори»,СПб.,201
0


Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => О клубе
            [LINK] => /o_klube/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => Услуги и цены
            [LINK] => /uslovia_tseni/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Методика Монтессори
            [LINK] => /montessori/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Это интересно
            [LINK] => /informatsia/
            [SELECTED] => 1
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => Страница педагога
            [LINK] => /methodist/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [5] => Array
        (
            [TEXT] => Статьи
            [LINK] => /articles/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 5
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [6] => Array
        (
            [TEXT] => Фотоархив
            [LINK] => /photo/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 6
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [7] => Array
        (
            [TEXT] => Видеоархив
            [LINK] => /video/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 7
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [8] => Array
        (
            [TEXT] => Контакты 
            [LINK] => /kontakty/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 8
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [9] => Array
        (
            [TEXT] => Семинары и тренинги для родителей
            [LINK] => /programmi/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 9
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [10] => Array
        (
            [TEXT] => Отзывы родителей
            [LINK] => /otzivi/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 10
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [11] => Array
        (
            [TEXT] => Наш психолог
            [LINK] => /psych/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 11
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [12] => Array
        (
            [TEXT] => Новости клуба
            [LINK] => /kalendar/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 12
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)

Поиск по сайту:



logo2.PNG